http://baskov34.ru/index.php?module=forums&show=showtopic&toid=492&fid=3&print=1&pop=1&cp_theme=default

Главная » Форум » Задать свой вопрос » Проблемы в эмоционально-волевой сфере
Форум
 
Среда 18.04.2012, 23:58

FaiRo


Редактор
Новичок
Сообщений: 2
Дата регистрации: 20.03.2012
Человек не доводит до конца ни одно дело, постоянно ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли. Попытки скорректировать ситуацию самостоятельно (по книгам) не доводятся до конца - как и все прочие дела. Но к психотерапевту идти не хочет. Как определить, что является причиной нежелания:
- эти самые "сила воли и лень" (ie. проблемы в эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сфере) - то есть ему бы хотелось, чтобы все изменилось, но как-нибудь с минимальными усилиями
- или внутренняя удовлетворенность существующим положением иждивенца - то есть ему на самом деле и не хочется ничего менять, но очень стыдно в этом признаться.
И если удастся "диагностировать" первую из причин, возможна ли какая-то помощь этому человеку (вариант "приковать к себе наручниками и отвести к психотерапевту" не рассматривается

Четверг 19.04.2012, 13:10

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Здравствуйте, FaiRo!

Для планирования помощи в таких ситуациях в первую очередь нужно провести четкую квалификацию происходящего и дать клинико-психологическую оценку феноменам поведения.

В Вашем вопросе неявно связывается самоупреки, Вашего знакомого - «…ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли…» с проблемами эмоционально-волевой сферы, но феноменология нарушений поведений, например при пограничных расстройствах, очень сложна и часто отличается от понимания «воли» или «силы воли» в обыденной психологии.

То, что в обычной жизни мы называем «силой воли» при клинической оценке может определяться практически всеми формами нарушений психического и психологического функционирования: например, нарушениями в эмоциональной сфере при депрессивном состоянии, в том числе при маскированных депрессиях, нарушениями мышления при наличии сверхценных идей, работой невротического механизма при наличии внутренних противоречий и пр. и др.

Поэтому я бы не упрощал ситуацию и не сводил все к простой дихотомии «или не хочет – или нарушение волевой регуляции», но поставить вопрос об определении признаков нежелания важных для него самого поступков и тогда была бы другая дихотомия «не хочет - или расстройство»…

Тогда критерием обычного психологического нежелания действовать без признаков поведенческих нарушений была бы явная избирательность его «силы воли» по отношению к внешним должествованиям, например: нет «силы воли» пойти в институт, но есть воля целую ночь просидеть за компьютером, нет «силы воли» пойти работать, но есть воля создать ситуацию в семье, когда родители кормят, поят, покупают одежду и оплачивают телефон и интернет…

Что же касается вообще развития волевых навыков у человека, то на эту идею социализации работает вся педагогика и коррекционная в том числе. В этом смысле все воспитание сводится к трансформации биологических инстинктов в человеческие потребности))

Пятница 20.04.2012, 14:19

FaiRo


Редактор
Новичок
Сообщений: 2
Дата регистрации: 20.03.2012
Правильно ли я понимаю, что если вдруг дело все-таки в обычной недоразвитости волевых навыков ("сила воли и лень), то никакая помощь невозможна, остается только ждать, что решит сам человек: то ли оставить все как есть, то ли серьезно с этим бороться.

И еще. Объясните, пожалуйста, почему Вы жестко связали развитие волевых навыков с социализацией. Конечно, нежелание зарабатывать средства к существованию действительно противоречит требованиям социализации. Но (не настаиваю, что так бывает у всех – сужу по своему опыту) такое нежелание часто существует одновременно с нежеланиями другого рода. Например, с вечера человеку хочется встать утром, сделать зарядку, и дальше в бодром настроении заняться интересным делом – а наутро он встает поздно, хмурый, зарядку не делает, да и к интересному делу тащит себя насильно (хотя когда возьмется – действительно, вспоминает, что дело интересное). Или вот еще. Человеку хочется поесть салат оливье, но в магазин идти неохота, самому делать салат тоже, родственники на работе. И в результате он тоскливо жует вареную картошку (с майонезом – если повезло найти его в холодильнике). Эти нежелания, весьма многочисленные, к социализации, по-моему, отношения не имеют (какое дело социуму до того, из каких продуктов индивид получил калории?), но имеют отношении к волевым навыкам.

Отредактировано: 22.04.2012, 22:01:20

Понедельник 23.04.2012, 11:52

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Здравствуйте, FaiRo!

Нет, это не совсем так.

1. В первую очередь я как раз и полемизировал с Вашим представлением о том, что бывает такая недоразвитость волевых навыков, что об этом известно окружающим. Наши волевые сбои, как правило, незаметны окружающим из-за того, что мы это тщательно скрываем от них (я не могу себя заставить сдать сессию, но объясняю это предвзятостью преподавателей; не могу заставить себя заниматься зарядкой и придумываем для этого специальные занятия шейпингом; не могу заставить себя бросить курить, а заявляю, что данные о вреде курения недостоверны и пр. …). Если об этом знаете Вы (не член семьи), то это дает основание говорить о наличии клинических причин нарушения волевых механизмов. Это возможно, какое-то пограничное расстройство, которое нужно лечить!

2. Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера.

Суббота 30.06.2012, 01:04

Katarina


Редактор
Новичок
Сообщений: 17
Дата регистрации: 30.06.2012
Здравствуйте,Равиль!
Будьте добры,ответьте и на мой вопрос,который связан со следующим Вашим высказыванием:

"Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера. "

А если семья не считает возможным становиться таким "клиентом для психотерапии",что может сделать сам
«идентифицированный пациент»,чтоб изменить ситуацию?как он может "повзрослеть"?

С уважением, K

Понедельник 02.07.2012, 10:26

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Ответ для Katarina

Дорогая Katarina!

"Идентифицированный пациент" может, конечно, все изменить в своей жизни и сам, и при помощи психотерапевта. Но для этого ему надо преодолеть 2 препятствия: собственную анозогнозию (отказ признавать наличие своего расстройства), а также влияние семейного окружения (близкие часто неосознанно способствуют расстройству этого "идентифицированного" пациента).

Понедельник 02.07.2012, 22:18

Katarina


Редактор
Новичок
Сообщений: 17
Дата регистрации: 30.06.2012
Равиль,
Спасибо за ответ,хотя и короткий)))
Хотелось бы спросить еще: Вы как-то сказали,что измениться человеку может помочь либо курс психотерапии,либо какая-то экстремальная ситуация на грани выживания,либо прочтение большого количества литературы,если я правильно поняла,которая отражает существенные человеческие ценности.Какие конкретно произведения Вы имели в виду,или м.б.что оказало влияние на Вас?

С уважением, K

Среда 04.07.2012, 17:45

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Здравствуйте Katarina!

Каков вопрос...)))

Я действительно, говорил как-то))), что человек может измениться в экстремальной ситуации, при соприкосновении с настоящим искусством и с психотерапией. Речь идет о настоящем искусстве. Это такое искусство которое побуждает душу к работе и заставляет пересматривать взгляды на жизнь. Каждому свое…А что касается меня, то я в данной ситуации не могу быть полезной моделью - я психотерапевт