Среда 18.04.2012, 23:58 | |
FaiRoРедактор Новичок Сообщений: 2 Дата регистрации: 20.03.2012 | Человек не доводит до конца ни одно дело, постоянно ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли. Попытки скорректировать ситуацию самостоятельно (по книгам) не доводятся до конца - как и все прочие дела. Но к психотерапевту идти не хочет. Как определить, что является причиной нежелания: - эти самые "сила воли и лень" (ie. проблемы в эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сфере) - то есть ему бы хотелось, чтобы все изменилось, но как-нибудь с минимальными усилиями - или внутренняя удовлетворенность существующим положением иждивенца - то есть ему на самом деле и не хочется ничего менять, но очень стыдно в этом признаться. И если удастся "диагностировать" первую из причин, возможна ли какая-то помощь этому человеку (вариант "приковать к себе наручниками и отвести к психотерапевту" не рассматривается |
Четверг 19.04.2012, 13:10 | |
RavilАдминистратор Писатель Сообщений: 381 Дата регистрации: 12.01.2008 | Здравствуйте, FaiRo! Для планирования помощи в таких ситуациях в первую очередь нужно провести четкую квалификацию происходящего и дать клинико-психологическую оценку феноменам поведения. В Вашем вопросе неявно связывается самоупреки, Вашего знакомого - «…ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли…» с проблемами эмоционально-волевой сферы, но феноменология нарушений поведений, например при пограничных расстройствах, очень сложна и часто отличается от понимания «воли» или «силы воли» в обыденной психологии. То, что в обычной жизни мы называем «силой воли» при клинической оценке может определяться практически всеми формами нарушений психического и психологического функционирования: например, нарушениями в эмоциональной сфере при депрессивном состоянии, в том числе при маскированных депрессиях, нарушениями мышления при наличии сверхценных идей, работой невротического механизма при наличии внутренних противоречий и пр. и др. Поэтому я бы не упрощал ситуацию и не сводил все к простой дихотомии «или не хочет – или нарушение волевой регуляции», но поставить вопрос об определении признаков нежелания важных для него самого поступков и тогда была бы другая дихотомия «не хочет - или расстройство»… Тогда критерием обычного психологического нежелания действовать без признаков поведенческих нарушений была бы явная избирательность его «силы воли» по отношению к внешним должествованиям, например: нет «силы воли» пойти в институт, но есть воля целую ночь просидеть за компьютером, нет «силы воли» пойти работать, но есть воля создать ситуацию в семье, когда родители кормят, поят, покупают одежду и оплачивают телефон и интернет… Что же касается вообще развития волевых навыков у человека, то на эту идею социализации работает вся педагогика и коррекционная в том числе. В этом смысле все воспитание сводится к трансформации биологических инстинктов в человеческие потребности)) |
Пятница 20.04.2012, 14:19 | |
FaiRoРедактор Новичок Сообщений: 2 Дата регистрации: 20.03.2012 | Правильно ли я понимаю, что если вдруг дело все-таки в обычной недоразвитости волевых навыков ("сила воли и лень), то никакая помощь невозможна, остается только ждать, что решит сам человек: то ли оставить все как есть, то ли серьезно с этим бороться. И еще. Объясните, пожалуйста, почему Вы жестко связали развитие волевых навыков с социализацией. Конечно, нежелание зарабатывать средства к существованию действительно противоречит требованиям социализации. Но (не настаиваю, что так бывает у всех – сужу по своему опыту) такое нежелание часто существует одновременно с нежеланиями другого рода. Например, с вечера человеку хочется встать утром, сделать зарядку, и дальше в бодром настроении заняться интересным делом – а наутро он встает поздно, хмурый, зарядку не делает, да и к интересному делу тащит себя насильно (хотя когда возьмется – действительно, вспоминает, что дело интересное). Или вот еще. Человеку хочется поесть салат оливье, но в магазин идти неохота, самому делать салат тоже, родственники на работе. И в результате он тоскливо жует вареную картошку (с майонезом – если повезло найти его в холодильнике). Эти нежелания, весьма многочисленные, к социализации, по-моему, отношения не имеют (какое дело социуму до того, из каких продуктов индивид получил калории?), но имеют отношении к волевым навыкам. Отредактировано: 22.04.2012, 22:01:20 |
Понедельник 23.04.2012, 11:52 | |
RavilАдминистратор Писатель Сообщений: 381 Дата регистрации: 12.01.2008 | Здравствуйте, FaiRo! Нет, это не совсем так. 1. В первую очередь я как раз и полемизировал с Вашим представлением о том, что бывает такая недоразвитость волевых навыков, что об этом известно окружающим. Наши волевые сбои, как правило, незаметны окружающим из-за того, что мы это тщательно скрываем от них (я не могу себя заставить сдать сессию, но объясняю это предвзятостью преподавателей; не могу заставить себя заниматься зарядкой и придумываем для этого специальные занятия шейпингом; не могу заставить себя бросить курить, а заявляю, что данные о вреде курения недостоверны и пр. …). Если об этом знаете Вы (не член семьи), то это дает основание говорить о наличии клинических причин нарушения волевых механизмов. Это возможно, какое-то пограничное расстройство, которое нужно лечить! 2. Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера. |
Суббота 30.06.2012, 01:04 | |
KatarinaРедактор Новичок Сообщений: 17 Дата регистрации: 30.06.2012 | Здравствуйте,Равиль! Будьте добры,ответьте и на мой вопрос,который связан со следующим Вашим высказыванием: "Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера. " А если семья не считает возможным становиться таким "клиентом для психотерапии",что может сделать сам «идентифицированный пациент»,чтоб изменить ситуацию?как он может "повзрослеть"? С уважением, K |
Понедельник 02.07.2012, 10:26 | |
RavilАдминистратор Писатель Сообщений: 381 Дата регистрации: 12.01.2008 | Ответ для Katarina Дорогая Katarina! "Идентифицированный пациент" может, конечно, все изменить в своей жизни и сам, и при помощи психотерапевта. Но для этого ему надо преодолеть 2 препятствия: собственную анозогнозию (отказ признавать наличие своего расстройства), а также влияние семейного окружения (близкие часто неосознанно способствуют расстройству этого "идентифицированного" пациента). |
Понедельник 02.07.2012, 22:18 | |
KatarinaРедактор Новичок Сообщений: 17 Дата регистрации: 30.06.2012 | Равиль, Спасибо за ответ,хотя и короткий))) Хотелось бы спросить еще: Вы как-то сказали,что измениться человеку может помочь либо курс психотерапии,либо какая-то экстремальная ситуация на грани выживания,либо прочтение большого количества литературы,если я правильно поняла,которая отражает существенные человеческие ценности.Какие конкретно произведения Вы имели в виду,или м.б.что оказало влияние на Вас? С уважением, K |
Среда 04.07.2012, 17:45 | |
RavilАдминистратор Писатель Сообщений: 381 Дата регистрации: 12.01.2008 | Здравствуйте Katarina! Каков вопрос...))) Я действительно, говорил как-то))), что человек может измениться в экстремальной ситуации, при соприкосновении с настоящим искусством и с психотерапией. Речь идет о настоящем искусстве. Это такое искусство которое побуждает душу к работе и заставляет пересматривать взгляды на жизнь. Каждому свое…А что касается меня, то я в данной ситуации не могу быть полезной моделью - я психотерапевт |